Написать учителю

Чтобы стать не только читателем, но и писателем блога, напишите мне свои фамилию и имя в письме, вышлю вам приглашение.

Классный руководитель

Классный руководитель: Плахотник Лариса Юрьевна

четверг, 16 сентября 2010 г.

Деятельностный метод обучения.

Уважаемые родители!
На собрании мы немного говорили о новых веяниях в образовании, о новом государственном стандарте, новых требованиях к знаниям, умениям и навыкам современного ученика. Чтобы вам было легче ориентироваться и стало хоть чуть-чуть понятнее, что требуется от вашего ребенка, от вас и учителя, размещаю статью Ирины Валентиновны Жакулиной.

Сейчас считается устаревшим тот тип урока, когда учитель сам объясняет правило, просто транслирует информацию, а дети молча запоминают и отрабатывают. По сути, это просто натаскивание на решение задач, выполнение упражнений, контрольных, диктантов. Думаю, после некоторых размышлений вы согласитесь, что знания, добытые самостоятельно, удержатся в голове крепче и дольше, чем кем-то надиктованные. И далеко не многим пригождается в жизни умение решать задачи по образцу - жизнь редко ставит перед нами однотипные проблемы, которые можно решить по данному в школе алгоритму. Поэтому, деятельностный подход имеет значительные преимущества перед объяснительный-иллюстративным, если мы хотим вырастить человека не послушного отличника, а свободного человека, которому легко будет ориентироваться в жизни.
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой модели начальной школы. В связи с этим широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает "традиционную" систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология - это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме и составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.
Перепечатка из
Блог учителя начальных классов МОУ-СОШ № 23 г.Чапаевска Самарской области РФ Жакулиной Ирины Валентиновны
Источники:

2 коммент.:

Татьяна Мухамадиева комментирует...

Здравствуйте, мне очень понравилась Ваша статья. Скажите пожалуйста у Вас сохранили книги по данной статье, если есть возможность перешлите на почту tatyana7926timur@gmail.com, в интернете скачать просто стало не возможно эту книгу. Спасибо!

Лариса Юрьевна комментирует...

Татьяна, это не моя статья - вам лучше обратиться к автору Ирине Жакулиной. В тексте есть ссылка на ее блог.

Отправить комментарий