Написать учителю

Чтобы стать не только читателем, но и писателем блога, напишите мне свои фамилию и имя в письме, вышлю вам приглашение.

Классный руководитель

Классный руководитель: Плахотник Лариса Юрьевна

четверг, 7 ноября 2013 г.

Глаголы-исключения.

Безударные окончания глаголов определить сложнее, что там писать - Е или И. Для этого надо поставить глагол в начальную (неопределенную) форму. Глаголы, заканчивающиеся на АТЬ или ЕТЬ, то они относятся к 1 спряжению, если ИТЬ - то ко 2 спряжению.
Например:
Чита...м.
Ставим в неопределенную форму (что делать?) - читать. Это 1 спряжение. Смотрим в памятку: 1 спряжение - окончание "ЕМ", значит читаем.
2 способ: можно поставить в 3 лицо (подставить местоимение "они").
Например:
Пиш...те.
Подставляем местоимение "они пишут"- окончание -УТ в 1 спряжении, значит писать надо - пишете.
Но есть глаголы, у которых все наоборот. Их называют глаголами-исключениями.
Наверняка, ваши папы и мамы знают стишки, которые помогают запомнить эти слова.
Итак, исключения 1 спряжения: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ (оканчиваются на ИТЬ, но относятся к 1 спряжению).
 Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Кроме слов "стелить" и "брить".
А ещё: "смотреть", "обидеть",
"Слышать", "видеть", "ненавидеть",
"Гнать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "зависеть" и "вертеть".
А когда я училась в школе, мы запоминали стишком не очень культурным, но запоминающимся:

Захочу тебя ОБИДЕТЬ, 
Буду я тебя ВЕРТЕТЬ.
Будешь ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
Но ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
А еще покажем руками:
ГНАТЬ - ДЕРЖАТЬ,
СЛЫШАТЬ - ДЫШАТЬ.
Вот еще стишок со смыслом:
Очень хочется
Через стеклышко смотреть
Целый мир зеленым видеть,
Лук и слезы ненавидеть.

Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется: все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать,
Целый мир зеленым видеть…

Не спешите мысли гнать,
Надо просто помечтать!
Выбирайте любой, который вам легче всего запомнить. А может, ваши родители помнят другой?

0 коммент.:

Отправить комментарий