Десять раз повторяем одно и то же, а через минуту он уже не помнит. Вчера мне пересказал все. А с утра – ничего в голове нет. Дома рассказывает все по порядку, а в школе – молчит, будто язык откусил. Как Вам – знакомые ситуации? А еще любимые поговорки родителей и учителей:
- Ему хоть кол на голове чеши!
- Хоть в лоб, хоть по лбу.
- В одно ухо влетело – в другое вылетело.
Так вот! Это все можно исправить! Причем, очень быстро – в течении недели. Но для этого придется кое-чем пожертвовать. В первую очередь своими принципами. Прежде всего, придется отказаться от идеи – что Вы всегда правы и знаете как надо. Но обо всем по порядку.
Для начала несколько базовых предположений.
1. Ваш ребенок – не идиот. Спросите у любого.
2. Ваш ребенок находится в возрасте, когда самой природой определено его основное предназначение – познавать мир.
3. Каждый человек, в том числе и Ваш ребенок – талантлив хоть в чем-нибудь, а скорее – во многом.
4. Обучение, как и любая работа, требует сил (мозг поглощает до 60% всех питательных веществ и кислорода – вспоминаем школьную программу).
5. Сил и энергии у человека ограниченное количество (в каждый конкретный момент)
Пока со всем согласны? Тогда – «удар под дых», что называется, или положение №6: Основные силы ребенка уходят на борьбу. Так, что на учебу их просто не остается!
Еще пока не очень шокированы, но уже начинаете волноваться? Правильно! Ведь я еще не сказал на борьбу с чем…
Но не будем спешить.
Вспомним, с какой радостью, с каким счастьем ребенок задает вопросы: Почему? Зачем? Как? А это что? Задает, но, до поры до времени! До тех самых пор, пока ему приходится начинать изучать то, что ему не интересно. И тут нам нужно место для теоретической вставки.
Потребности – основная движущая сила поведения человека. ВСЁ, что человек делает, он делает для удовлетворения своих потребностей. Большинство потребностей носят естественный, природный характер. Однако, начиная с малых лет (вернее месяцев) взрослые начинают формировать у ребенка чувство вины, которое базируется на инстинктивной любви к маме и папе. Основной идеей чувства вины является - «ты расстроишь маму, маме будет плохо». Со временем делать маме, и всем взрослым, «хорошо» становится искусственной потребностью. Часто (почти всегда) естественные и искусственные потребности находятся в противоречии, в противоборстве. Соответственно, у любого поведения ребенка может быть два мотива (мотив это потребность, которая может быть реализована за счет, какого-то предмета, события или усилия) – либо естественная потребность исследовать мир так, как интересно. Либо искусственная потребность «не обижать маму», которая заставляет изучать мир так, как она считает нужным.
Вот мы и получаем удивительную картину! Ребенок, вместо того, чтобы учится в радость (как уготовано нам природой), учится в тягость – как уготовано ему родителями, воспитателями и учителями.
Вот теперь можно удивляться, злится, протестовать, рвать статью на мелкие кусочки, закрывать сайт и писать жалобу в министерство образования. Впрочем, там об этом давно известно. Сотни книг, десятки диссертаций. А воз и ныне там. Почему – отдельный вопрос, не будем трогать политику.
Нас же с Вами может заинтересовать вопрос, озвученный в подзаголовке – как облегчить жизнь школяра.
Так вот Вам новые принципы!
1. Ребенок сам лучше знает, как учится. Если не знает – спросит у Вас или у учителя. Если не спросит – значит, Вы его бьете. Физически или морально. Перестаньте. Вот прямо сейчас. Ребенок Вас в любом случае любит. Но ему придется потратить несколько дней, чтобы поверить, что Вы из палача стали мамой (папой).
2. Продолжая первый принцип – ориентируйте ребенка на результат обучения, забывая про процесс обучения. Для этого нужно много и часто, но без всякого назидания и давления рассказывать о том, почему хорошо много знать. Об этом, кстати, снято очень много мультиков, присмотритесь! Так, что Ваши зерна упадут в плодородную почву.
3. С помощью поддержки можно добиться гораздо большего, чем с помощью давления. Говорите ребенку, что верите в него. Гордитесь его успехам и сопереживайте его неуспехам. Не очень его успокаивайте, просто грустите вместе с ним. Но радуйтесь сильнее. ТОЛЬКО вот что! Грустите из-за того, что ему грустно, а не из-за того, что он такой тупой!
4. Не навязывайте свою помощь. Предлагайте ее редко. А на просьбы ребенка о помощи, предложите ему, для начала, попробовать самому – продемонстрируйте уверенность в том, что он сам справится! И только в совсем тупиковых ситуациях объясните и расскажите ребенку о том, как бы Вы решили эту задачу. Не можете рассказать? Два варианта – идите и учитесь (есть короткие двухдневные курсы для наставников) или наймите репетитора. Только такого, который будет объяснять, и не будет давить, и не будет делать сам. Ваш ребенок должен знать, что рядом есть человек, который ему поможет. В крайнем случае, сходите в школу и договоритесь с преподавателем о том, что Вы все вместе (Вы, Ваш ребенок и преподаватель) останетесь после уроков и разберете все, что не понятно.
5. Если Вы действительно хотите, чтобы ребенок начал учится хорошо – отправьте его в книжный магазин. Или сходите вместе с ним. Сейчас есть множество учебников по каждому предмету. Пусть ребенок выберет такие, которые ему понравятся, которые ему захочется читать. Вы можете посоветовать ту или иную книгу, но выбор должен сделать он сам. Готовьтесь к тому, что Вам придется сходить в магазин несколько раз или провести там не один час. Кстати! Продавцы в книжных магазинах – дают неплохие советы! Если Вы не можете найти такого продавца в этом магазине – смело идите в следующий! Вам нужен проводник. Поэтому идите в магазин утром или днем, когда там мало народа. Объясните продавцу задачу и, если он согласится Вам помочь – пол дела сделано!
Ну вот, пожалуй, и достаточно для одной статьи! Переваривайте! Спрашивайте! Комментируйте! Спорьте! Если данная статья вызовет отклик – напишу вторую часть.
С Уважением и любовью, Денис Лунев
0 коммент.:
Отправить комментарий